Wednesday, June 18, 2014

Кто Такой Господь, Иисус, Христос, Сын Божий?


«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
И сказал змей жене: будете, как боги».
(Быт 3:1а,5б)

«Закровоточат стигматы, в скиту заплачет икона.
Я хотел промолчать, ветхозаветный Иона».
Андрей Позднухов (25/17), «Рахунок» («Счёт»)

«Как человеку, который считает себя богом, объяснить что такое Христос?» — ввиду сложности вопроса и тяжести проблемы, хотелось было промолчать в ответ или ограничиться ответом вроде: «Христос — это Предвечный Свободовольный Самобытный Бог, который в Своей непостижимой любви аж до позорной нелюдской казни Себя самого (в)очеловечил, дабы спасти для славной Божественной жизни каждого приходящего самовольного самолюбивого человека, который сам себя (о/у)божествил».

Однако, Господь открыл сердце и уста, направил разум и руки, и всё устроил к тому, чтобы ответ в итоге вышел хоть и не исчерпывающим, но всё-же развёрнутым. Сущностные и трансцедентные феномены бытия можно принять только на веру, уяснить лишь в благодати того Духа, в Котором они открыты, объяснить лишь во всей полноте Откровения. В высях и глубинах своих они человеческому разуму непостижимы, но многое из того в определённой мере доступно и для нашего с вами людского умозрения.

Для начала несколько слов «о богах и людях». Ныне популярна философская модель, когда некто — человеческого, заметьте, роду-племени — «считает себя богом». Нам, уж простите, очень кажется, что такой философ в действительности, увы, не знает ни реальности Бога, ни реальности человека. Иначе, дабы потешить самомнение, ☺ ему вполне хватило бы сказать: «Я — ЧЕЛОВЕК! Это звучит гордо, и это круто». ☺ Да, это круто! Но только если это в Боге. Иначе — прах на ветру. Как и всякий бог без Бога — пепел.

Теперь же, ради всё большей славы Иисуса Христа чрез Марию Богородицу и Святого Отца Доминика, приступим к делу, помолясь… †

Кто Такой Господь, Иисус, Христос, Сын Божий?
(богам и людям от братьев их меньших, Божьих псов)

«Нет, не бесы Его распяли; это ты с ними Его распял
и еще распинаешь, услаждаясь пороками и грехами».
(Брат Меньший Св. Франциск Ассизский, Увещевание 5, 3)


Если говорить коротко, то…

…здесь только правда, укоренённая в Veritas1, и нет тут ничего, кроме правды, излитой из Caritas2: всё исходит от Истины Любви, и всё к Ней восходит.

‡ Имя Иисус означает «Бог спасает». Младенец, рожденный от Девы Марии, назван Иисусом, «ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф 1,21): «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4,12).
‡ Имя Христос означает «Помазанник», «Мессия». Иисус есть Христос, ибо Его «Бог Духом Святым и силою помазал» (Деян 10,38). Он был «Тот, Который должен прийти» (Лк 7,19), предмет «надежды Израилевой» (Деян 28,20).
‡ Имя Сын Божий означает единственную, вечную связь Иисуса Христа с Богом Отцом Его: Он есть Сын Отца Единородный и Сам Бог. Веровать, что Иисус Христос есть Сын Божий, необходимо, чтобы быть христианином.
‡ Имя Господь означает Божественную высшую власть. Исповедовать или призывать Иисуса как Господа — это верить в Его божественность. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (IKop 12,3). (ККЦ3, 452-455)

• Сотворением мира и человека Бог дал первое и вселенское свидетельство Своей всемогущей любви и премудрости, первое возвещение Своего благого замысла, который достигает своей конечной цели в новом творении во Христе. (ККЦ, 315)

• Хотя дело творения в особой мере принадлежит Отцу, истину веры составляет также и то, что Отец, Сын и Святой Дух — единое и неразделимое начало творения. (ККЦ, 316)

• Бог сотворил мир, чтобы открыть и сообщить Свою славу. Слава, ради которой Бог сотворил Свои создания, — это их участие в Его истине, доброте и красоте. (ККЦ, 319)

• Бог, Который сотворил вселенную, сохраняет ее жизнь Своим Словом — Сыном, Который «держит все словом силы Своей» (Евр 1,3), и Своим творческим Животворящим Духом. (ККЦ, 320)

• Божие попущение физического и нравственного зла есть тайна, на которую Бог проливает свет через Сына Своего Иисуса Христа, умершего и воскресшего, чтобы победить зло. (ККЦ, 324)

• Человек предназначен воспроизводить образ вочеловечившегося Сына Божия — «образ Бога невидимого» (Кол 1,15), — чтобы Христос был Перворожденным среди множества братьев и сестер. (ККЦ, 381)

• Во времена, установленные Богом, Сын единородный Отца, Слово предвечное, иначе говоря Глагол и сущий Образ Отца, воплотился: не теряя Божественного естества, Он взял на Себя естество человеческое.

• Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек в единстве Своей Божественной Личности; поэтому Он — единственный Посредник между Богом и людьми.

• Иисус Христос обладает двумя естествами, Божественным и человеческим, не смешанными, но соединенными в единой Личности Сына Божия.

• Христос, будучи истинным Богом и истинным человеком, обладает человеческим умом и волей, в совершенстве согласованными с Его Божественным умом и волей и им подчиненными, а Божественные ум и волю Он разделяет с Отцом и Духом Святым.

• Боговоплощение есть тайна изумительного союза Божественного естества и человеческого естества в единой Личности Слова. (ККЦ, 479-483)

• Во что верует католическая вера относительно Марии — основано на том, во что она верует относительно Христа, но то, чему она учит относительно Марии, в свою очередь, освещает ее веру во Христа. (ККЦ, 487)

• Вся жизнь Христа была неустанным учительством: Его молчание, Его чудеса, Его жесты, Его молитва, Его любовь к человеку, Его особая любовь к малым и бедным, Его полное самопожертвование на Кресте ради искупления мира, Его Воскресение — все это представляет собой осуществление Его слова и исполнение Откровения. (ККЦ, 561)

• Получивший от Бога состояние праведности, человек, однако, по обольщению лукавого злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставляя себя Богу и желая достигнуть своей цели вне Бога. (ККЦ, 415)

• Именно наши преступления заставили Господа нашего Иисуса Христа претерпеть крестные страдания, и поэтому те, кто погружается в безнравственность и зло, несомненно «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6,6). (ККЦ, 598)

• Он воистину хочет присоединить к Своей искупительной жертве как раз тех, кто первыми ею искуплен. Это высшим образом совершается в лице Его Матери, более тесно, чем все остальные, включенной в тайну Его искупительного страдания. (ККЦ, 618)

• Во время пребывания Христа во гробе Его Божественное Лицо оставалось соединенным как с душой Его, так и с телом, разлученными между собою смертью. Вот почему тело Христа умершего «не увидело тления» (Деян 13,37). (ККЦ, 630)

• Христос умерший, соединенный душою со Своим Божественным Лицом, сошел в жилище мертвых. Он открыл праведникам, которые Ему предшествовали, врата неба. (ККЦ, 637)

• Вера в Воскресение имеет своим предметом событие, исторически засвидетельствованное учениками (…), и в то же время таинственно трансцендентное, ибо это вступление человеческой природы Христа во славу Божию. (ККЦ, 656)

• Вознесение Христа знаменует окончательное вступление человечества Иисуса в небесное владение Отца, откуда Он вернется, но до времени оно скрывает Его от человеческих глаз. (ККЦ, 665)

• Иисус Христос, единожды и навсегда вступив в святилище неба, неустанно предстательствует за нас как Посредник, Который постоянно дарует нам излияние Духа Святого. (ККЦ, 667)

• Придя в конце времен во славе судить живых и мертвых, Христос во славе откроет тайное расположение сердец и воздаст каждому человеку по делам его и по его принятию или отвержению благодати. (ККЦ, 682)

• Верующий во Христа приобретает новую жизнь в Духе Святом. Нравственная жизнь, возросшая и созревшая в благодати, обретет свое завершение во славе небесной. (ККЦ, 1715)

«Славься, мой Господи, со всем Твоим творением, особенно с господином братом Солнцем, которым Ты даешь день и им Ты нас освещаешь; и он прекрасен и лучист и напоминает нам, о Всевышний, о Твоем величии… Славься, мой Господи, ради сестры Воды, весьма полезной, и смиренной, и драгоценной, и чистой… Славься, мой Господи, ради сестры нашей матери Земли, которая нас носит и кормит, и производит многообразные плоды с пестрыми цветами и травами… Славьте и благословляйте Господа моего, воздавайте Ему милость и служите Ему с великим смирением» (Св. Франциск Ассизский, Песнь Брату Солнцу).

1 Veritas — Правда, Истина (Коей и является Христос) (лат.)
2 Caritas — Любовь (Коей и является Христос) (лат.)

Если же говорить пространно, то…

…здесь и тут только истины веры и наставления Катехизиса Католической Церкви (ККЦ), ибо ККЦ — «есть изложение веры Церкви и католического учения, освещенных Священным Писанием, Апостольским Преданием и Учительством Церкви и в их свете удостоверенных. (…) Читая Катехизис Католической Церкви, можно постичь удивительное единство Божией тайны и Божиего замысла спасения, а также центральное место Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Который был послан Отцом и действием Духа Святого стал человеком во чреве Пресвятой Девы Марии, чтобы быть нашим Спасителем» (Св. Иоанн Павел II. Апостольская конституция Fidei depositum).


Вся жизнь — борьба, и люди в ней как боги

«В начале было Слово (…) и Слово было Бог. (…) Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин 1, 1-3). Новый Завет открывает, что Бог все создал Словом предвечным, Своим Возлюбленным Сыном: «Им создано все, что на небесах и что на земле (…) все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1,16-17). (ККЦ, 291) Истина сотворения так важна для всей человеческой жизни, что Бог в своей благости пожелал открыть Своему народу все, что спасательно знать на эту тему. (ККЦ, 287) Сотворение есть основа «всех спасительных планов Божиих», «начало истории спасения», вершина которой — Христос. (ККЦ, 280)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1,27). Знак близости с Богом состоит в том, что Бог поместил человека в саду, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт 2,15): труд — не наказание, но сотрудничество мужчины и женщины с Богом в совершенствовании видимого творения. (ККЦ, 378) Из всей видимой твари один только человек способен «познавать и любить своего Творца»; он «единственное на земле творение, которое Бог возжелал ради него самого»; он один призван познанием и любовью участвовать в жизни Божией. Он сотворен с этой целью, и в этом заложено главное основание его достоинства. (ККЦ, 356)

Сотворенный по образу Божию, человек обладает достоинством личности: он не только нечто, но и некто. Он способен познать себя, владеть собою, свободно дарить себя и вступать в общение с другими личностями, и по благодати он призван к союзу со своим Творцом, призван отвечать ему верой и любовью, которые никто другой не может дать вместо него. Бог все сотворил для человека, но человек сотворен, чтобы служить Богу, и любить Его, и приносить Ему в дар все сотворенное. (ККЦ, 357-358) Первый человек был не только сотворен хорошим, но ему была дарована дружба Творца и гармония с самим coбой и со всем сотворенным миром вокруг него, превзойденные лишь славой нового сотворения во Христе. (ККЦ, 373-374)

Через всю историю человечества проходит ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась с самого начала и будет продолжаться, как сказал нам Господь, до последнего дня. Человек участвует в этом сражении и должен поэтому постоянно бороться, чтобы примкнуть к добру; и не без великих усилий, с помощью благодати Божией ему удается обрести внутреннее единство. (ККЦ, 412) «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (…) …но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем 1, 13; 2, 24). Сатана, или дьявол и другие бесы — ангелы, свергнутые после того, как по свободной воле отказались служить Богу и Его Замыслу. Их выбор, противления Богу окончателен. Они стремятся вовлечь человека в свой мятеж против Бога. (ККЦ, 414)

Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он бепрестанно ищет. (ККЦ, 27) Но эта «глубинная и жизненная связь человека с Богом» может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, «забота века сего и обольщение богатством», дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека — грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова. (ККЦ, 29)

Церковь, подлинно толкуя символизм библейского языка в свете Нового Завета и Предания, учит, что нашим прародителям Адаму и Еве было дано состояние «первородной святости и праведности». Эта благодать первородной святости была «участием в Божественной жизни». Сиянием этой благодати укреплялись все измерения человеческой жизни. Пока человек находился в близости с Богом, он не должен был ни умирать, ни страдать. (ККЦ, 375-376) И вся эта гармония первородной праведности, предусмотренная для человека в Божием замысле, была утрачена по греху наших прародителей. (ККЦ, 379)

«А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Откровение любви Божией во Христе одновременно показало и размах зла, и преизбыток благодати. (ККЦ, 385) Грех присутствует в истории человека: тщетно было бы стремиться игнорировать его или давать этой темной реальности другие названия. Чтобы попытаться понять, что такое грех, надо прежде всего признать глубокую связь человека с Богом, ибо вне этих отношений зло греха не разоблачается в своем истинном облике отвержения Бога и противления Ему, но продолжает лежать тяжким бременем на жизни человека и на истории.

Реальность греха, в особенности первородного греха, освещается только в свете Божиего Откровения. Вне того знания, которое Откровение дает нам о Боге, нельзя ясно узнать грех, и тогда появляется склонность объяснить его исключительно как дефект развития, как психологическую слабость, ошибку, неизбежное следствие несовершенного общественного порядка и т.п. Только зная Божий замысел о человеке, понимаешь, что грех есть злоупотребление свободой, которую дал Бог сотворенным людям, чтобы они могли любить Его и друг друга. (ККЦ, 386-387)

В рассказе о грехопадении (Быт 3) используется образный язык, но рассказано первичное событие, факт, который имел место в самом начале истории человека. (ККЦ, 390) За выбором непослушания, который сделали наши прародители, слышен голос искусителя, воспротивившегося Богу и из зависти толкнувшего их в смерть. (ККЦ, 391) Учение о первородном грехе — это, так сказать, «изнанка» Благой Вести о том, что Иисус есть Спаситель всех людей, что все нуждаются во спасении и что спасение даруется всем благодаря Христу. Церковь, которая чувствует Христа, хорошо знает, что нельзя усомниться в богооткровенной истине о первородном грехе, не нанося ущерба тайне Христа. (ККЦ, 389)

Бог сотворил человека по образу Своему и даровал ему Свою дружбу. Будучи тварью духовной, человек может жить в этой дружбе, лишь свободно повинуясь Богу. Именно это означает запрещение человеку есть плоды с дерева познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2,17). «Дерево познания добра и зла» (Быт 2,17) символически говорит о непреодолимой границе, которую человек, будучи тварью, должен свободно признать и с доверием соблюдать. Человек зависит от Творца; он подчинен законам творения и нравственным нормам, согласно которым должна использоваться свобода. (ККЦ, 396)

Человек, соблазненный дьяволом, позволил, чтобы в его сердце умерло доверие к его Творцу и, злоупотребив свободой, ослушался заповеди Божией. В этом состоит первый грех человека. В дальнейшем всякий грех будет непослушанием Богу и недостатком доверия к Его доброте. В этом грехе человек предпочел себя самого Богу и тем самым презрел Бога: он избрал себя против Бога, против требований своего тварного состояния, а значит и против своего собственного блага. Сотворенный в состоянии святости, человек предназначался к тому, чтобы полностью быть «обожествленным» Богом во славе. Поддавшись искушению дьявола, он захотел «быть как боги», но «без Бога и прежде Бога, а не по воле Божией». (ККЦ, 397-398)

Писание показывает трагические последствия этого первого непослушания. Адам и Ева сразу утратили благодать первозданной святости. Они боятся Бога, о Котором составили ложное представление как о Боге, ревниво охраняющем свои прерогативы. (ККЦ, 399) Гармония, в которой они пребывали, установленная благодаря первозданной праведности, разрушена. Гармония с сотворенным миром разорвана: видимое творение стало человеку чуждым и враждебным. Смерть входит в историю человечества. (КЦЦ, 400) После первородного греха истинное «нашествие» грехов наводняет мир.

То, что нам известно из Божественного Откровения, подтверждается нашим собственным опытом. Вникая в свое сердце, человек сознает свою склонность ко злу, он понимает, что погружен в несчастья, которые не могут происходить от его Творца, Который благ. Часто отказываясь признавать Бога как свое начало, человек тем самым нарушает порядок, направлявший его к его конечной цели, и в то же время всю гармонию как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям и всему творению. (ККЦ, 401)

Адам получил первородную святость и праведность не для себя одного, а для всей человеческой природы: поддавшись искусителю, Адам и Ева совершили личный грех, но этот грех затронул человеческую природу, которую они передали дальше поврежденной. Всему человечеству грех будет передан путем продолжения рода, то есть путем передачи человеческой природы, лишенной первозданной святости и праведности. Вот почему первородный грех назван «грехом» по аналогии: это грех «полученный», а не «совершенный», состояние, а не деяние.

Хотя он присущ каждому, ни у одного из потомков Адама первородный грех не носит характера личной вины. Это — лишенность первозданной святости и праведности, но человеческая природа не испорчена полностью: она повреждена в своих природных силах, подвержена невежеству, страданию и власти смерти и склонна ко греху. Крещение, давая жизнь благодати Христовой, смывает первородный грех и возвращает человека Богу, но последствия для ослабленной и склонной ко злу природы остаются в человеке и требуют духовной борьбы. (ККЦ, 404-405)

Учение о первородном грехе, связанное с учением об искуплении, совершенном Христом, дает возможность ясно увидеть и оценить положение человека и его деятельность в мире. Грехом прародителей дьявол обрел некоторое господство над человеком, хотя человек и остается свободным. Первородный грех влечет за собой «рабство под властью того, кто владел упорством смерти, — то есть диавола». (ККЦ, 407) Однако сила сатаны не безгранична. Он всего лишь тварь — сильная, поскольку тварь исключительно духовная, — но тем не менее тварь: он не может помешать созиданию Царства Божия.

Хотя сатана действует в мире из ненависти к Богу и Его Царствию во Иисусе Христе, и хотя его действия наносят тяжкий ущерб — духовного, а косвенно и физического порядка, — каждому человеку и обществу, действие его допущено Провидением Божиим, которое мощно и благостно управляет историей человека и мира. Попущение Божие на дьявольские действия — это великая тайна, но мы «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8,28). (ККЦ, 395) После грехопадения человек не был покинут Богом. Наоборот, Бог взывает к нему и таинственным образом возвещает ему победу над злом и восстание из бездны падения. (ККЦ, 410) Христос, распятый и воскресший, сокрушил власть лукавого и освободил мир. (ККЦ, 421)

Троица и Богоматерь, Мать Церкви и Церковь-Мать

Славным Своим Крестом Христос добыл спасение для всех людей. Он выкупил их у греха, державшего их в рабстве. (ККЦ, 1741) Спасение приходит только от Бога: но жизнь веры мы получаем через Церковь, и поэтому она — наша Матерь: «Мы верим Церкви, как матери нашего нового рождения, а не в Церковь, как в причину нашего спасения». Будучи нашей Матерью, она одновременно воспитательница нашей веры. Мы верим не в формулы, а в реальности, ими выражаемые, к которым вера позволяет нам «прикоснуться». «Исповедание (веры) верующего не останавливается на словесном провозглашении, но на реальности провозглашаемого». (ККЦ, 169-170)

«Верую в Бога» — это первое утверждение исповедания веры является также и самым основным. (ККЦ, 199) Исповедание, что «Иисус есть Господь», составляет особенность христианской веры. Это не противоречит вере в Единого Бога. Вера в Духа Святого, Господа Животворящего, не вводит никакого разделения в понятие Бога Единого: «Мы твердо верим и просто утверждаем, что есть Бог единый и истинный, вечный и бесконечный, неизменный и непостижимый, Всемогущий и неизреченный, Отец, и Сын, и Святой Дух: Три Лица, но одна Сущность, одно, совершенно простое Существо, или Естество (Природа)». (ККЦ, 202)

Троица есть тайна веры в строгом смысле слова, одна из «тайн, сокровенных в Боге, которые не могут быть познаны, если не открыты свыше». (ККЦ, 237) Троица едина. Мы не исповедуем трех богов, но единого Бога в трех лицах: «Троицу единосущную». Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом: «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».

Божественные Лица реально различны между Собой. «Бог един, но не одинок». «Отец», «Сын», «Дух Святой» — не просто имена, обозначающие виды Божественного бытия, ибо они действительно различны между Собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто есть Отец или Сын». Они различны между Собой Своими изначальными отношениями: «Отец рождает, Сын рожден, Святой Дух исходит». Божественное Единство Троично.

Божественные Лица пребывают во взаимоотношении между Собой. Реальное отличие лиц не разделяет Божиего единства и поэтому состоит исключительно в их межличностных отношениях: «В относительных именах Лиц Отец сооотносится с Сыном, Сын с Отцом, Святой Дух с Обоими; когда говорят об этих трех Лицах, имея в виду Их соотношение, тем не менее веруют в одну природу или сущность». Действительно, «все едино [в них] там, где речь не идет о противостоянии отношения». «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне». (ККЦ, 253-255)

Обращение к Богу как к «Отцу» известно во многих религиях. Божество часто рассматривается как «отец богов и людей». В Израиле Бога называют Отцом, поскольку Он — Творец мира. Бог есть Отец в еще большей степени в силу союза и дарования закона Израилю, Своему сыну «первенцу» (Исх 4,22). Его также называют Отцом царя Израиля. (ККЦ, 238) Называя Бога «Отцом», язык веры особо указывает на два главных аспекта: что Бог — первопричина всему и трансцендентный авторитет, и что одновременно Он — доброта и любящее попечение о всех Своих детях.

Эта родительская нежность Бога может также выражаться в образе материнства, который в большей степени показывает Божию имманентность, тесную связь между Богом и его творением. Язык веры тем самым черпает в человеческом опыте родителей, которые в некотором смысле для человека первые представители Бога. Но этот опыт также говорит, что родители в человечестве могут совершать и исказить образ отцовства и материнства. Поэтому следует напомнить, что Бог трансцендентен человеческому различию полов. Он не мужчина и не женщина — Он есть Бог, Он также трансцендентен человеческому материнству и отцовству, продолжая оставаться их первопричиной и мерой: никто не отец так, как Бог. (ККЦ, 239)

Следуя апостольской традиции, Церковь на первом Вселенском соборе в Никее (325) исповедала, что Сын «Единосущен» Отцу, то есть единый с Ним Бог. Второй Вселенский собор в Константинополе (381) сохранил это выражение в своей формулировке Символа веры и исповедал «Единого Господа Иисуса Христа, сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу». (КЦЦ, 242)

«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4,4-5). Мир как верят христиане, сотворен и храним любовью Творца; он впал в порабощение греху, но Христос, распятый и воскресший, сокрушил власть лукавого и освободил мир. (ККЦ, 421) Бог посетил Свой народ. Он исполнил обет, данный Аврааму и его потомству. (ККЦ, 422)

Благовещение Марии открывает собою «полноту времен» (Гал 4,4), то есть исполнение обетованного и приуготованного. (ККЦ, 484) Как говорит св. Ириней: «Она послушанием стала причиной спасения и Себе и всему роду человеческому». (ККЦ, 495) Единородный Сын Отца, зачатый как человек во чреве Девы Марии, есть «Христос», то есть Помазанник Духа Святого, от самого начала Своего человеческого существования. (ККЦ, 486) Церковь исповедует, что Мария есть воистину Матерь Божия (Феотокос). (ККЦ, 495) С самых первых формулировок Церковь исповедовала, что Иисус был зачат только могуществом Святого Духа во чреве Девы Марии. (ККЦ, 496)

Евангельские рассказы воспринимают девственное зачатие как дело Божие, которое превосходит человеческое понимание и все человеческие возможности. (ККЦ, 497) Иногда возникало смущение из-за того, что в Евангелии от Марка и Посланиях Нового Завета ничего не говорится о девственном зачатии Марией. Возникал вопрос — не идет ли тут речь о легендах или богословских построениях без исторических оснований. На все это следует ответить так: вера в девственное зачатие Иисусово встретила живое сопротивление, насмешки или непонимание со стороны неверующих, как иудеев, так и язычников: она не исходила ни из языческой мифологии, ни из каких-либо попыток приспособиться к идеям своего времени.

Смысл этого события доступен только вере, которая видит его в той «связи, что соединяет тайны между собою» в совокупности тайн Христовых, от Его Воплощения до Его Пасхи. Уже св. Игнатий Антиохийский свидетельствовал об этой связи: «Князь мира сего не ведал непорочности Марии и рождения Ею Сына, как не ведал он и смерти Господней: трех громоподобных тайн, исполнившихся в молчании Божием» (Послание к Ефесянам, 19,1). (ККЦ, 498) Иисус — единственный Сын Марии. Но духовное материнство Марии простирается на всех людей, которых Он пришел спасти. (ККЦ, 501)

Мы веруем и исповедуем, что Иисус Назарянин, родившийся евреем от дочери Израилевой в Вифлееме во времена царя Ирода Великого и императора Цезаря Августа I, по ремеслу Своему плотник, умерший распятым в Иерусалиме при правителе Понтии Пилате, в царствование императора Тиберия, есть предвечный Сын Божий, ставший человеком, что Он «от Бога исшел» (Ин 13,3), «сошел с небес» (Ин 3,13; 6,33), пришел «во плоти» (1Ин 4,2). (ККЦ, 423)

Движимые благодатью Духа Святого и привлекаемые Отцом, мы веруем и исповедуем об Иисусе: «Ты Христос, Сын Бога живого» (Мф 16,16). На камне этой веры, исповеданной св. апостолом Петром, Христос воздвиг Церковь Свою. (ККЦ, 424) В средоточии христианского учения мы находим по существу одно Лицо — Иисуса Назарянина, Сына Божия Единородного (…), Который страдал и умер за нас и теперь, воскресший, живет с нами во веки веков. (ККЦ, 426)

Когда св. Петр исповедует, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Иисус отвечает ему: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф 16,17). Вера — это дар Божий, внушенная Им сверхъестественная добродетель. (ККЦ, 153) Верить возможно только благодатью и внутренней помощью Святого Духа. Тем не менее правда, что вера есть истинно человеческое деяние. Ни человеческой свободе, ни разуму человеческому не противоречит доверие Богу и приятие открытых Им истин.

И в отношениях между людьми не противоречит нашему собственному достоинству поверить в то, что другие люди говорят о себе и своих намерениях, и доверять их обещаниям (как, например, когда мужчина и женщина вступают в брак), чтобы таким образом вступить во взаимное общение. Тем менее противоречит нашему достоинству «в вере обнаружить полную покорность нашего разума и воли Богу, дарующему Откровение» и так войти в тесное общение с Ним. (ККЦ, 154)

Иисус, Христос, Сын Божий, Господь

Иисус по-древнееврейски значит: «Бог спасает». При Благовещении ангел Божий дает Ему в качестве имени собственного имя Иисус, которое выражает одновременно Его сущность и миссию. (ККЦ, 430) Грех всегда есть оскорбление, наносимое Богу, поэтому только Бог может отпускать грехи. (ККЦ, 431)

Имя Иисус означает, что само имя Божие присутствует в лице Его Сына, ставшего человеком ради всеобщего и окончательного искупления грехов. Он есть имя Божие, единственно приносящее спасение, и все могут взывать к нему, ибо, воплотившись, Он соединился со всеми людьми так, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4,12). (ККЦ, 432)

Христос — это греческий перевод древнееврейского термина «Мессия», означающего «Помазанник». Это имя становится собственным именем Иисуса только потому, что Иисус в совершенстве исполняет означаемую этим именем божественную миссию. Действительно, в Израиле помазанниками во имя Божие были те, кого посвящали Богу ради миссиии, вверенной Им. Так было с царями (3 Цар 1,39), священниками и в редких случаях — пророками. Так должно было быть, по самой сути смысла, с Мессией, Которого Бог пошлет, чтобы окончательно установить Царствие Свое.

Надо было, чтобы Мессия был помазан Духом Господним одновременно как царь и священник, но также и как пророк. Иисус исполнил мессианскую надежду Израилеву в Своем тройном деле первосвященника, пророка и царя. (ККЦ, 436) Он с самого начала — Тот, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин 10,36), зачатый как «Святое» (Лк 1,35) в девственном чреве Марии. Иосиф призван Богом «принять Марию, жену свою», «ибо рожденное в Ней от Духа Святого» (Мф 1,20), чтобы «Иисус, называемый Христос», родился от жены Иосифа в мессианском колене Давидовом (Мф 1,1б). (ККЦ, 437)

Мессианское посвящение Иисуса открывает Его Божественную миссию. «На это указывает и само Его имя, ибо в имени Христовом подразумевается Тот, Кто Его помазал. Тот, Кто был помазан, и само помазание, коим Он был помазан: Тот, Кто Его помазал, — Отец; Тот, Кто был помазан, — Сын; и помазан Он был в Духе, Который есть само помазание» (Св. Ириней Лионский. Против ересей 3, 18, 3). (ККЦ, 438)

Многие иудеи и даже некоторые язычники, разделявшие их чаяния, узнали в Иисусе «Сына Давидова», Помазанника, обещанного Богом Израилю. Иисус принял звание Мессии, на которое имел право, но не без оговорок, потому что часть Его современников придавала этому понятию слишком человеческое, главным образом политическое толкование. (ККЦ, 439)

Сын Божий — так в Ветхом Завете величают ангелов, избранный народ, детей Израилевых и их царей. Там это звание означает усыновление, устанавливающее между Богом и Его тварью отношения особой близости. Когда обетованный Царь-Мессия назван «Сыном Божиим», это, по буквальному смыслу текстов, не обязательно подразумевает, что Он — более, нежели человек.

Те, кто так называли Иисуса в качестве Мессии Израилева, возможно, не намеревались сказать что-то большее. Но не так обстоит дело с Петром, когда он исповедует Иисуса как «Христа, Сына Бога живого» (Мф 16,16), ибо Иисус отвечает ему торжественно: «…не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах» (Мф 16,17). (ККЦ, 441-442)

Если Петр сумел познать трансцендентный характер Божественного сыновства Мессии Иисуса, то потому, что Иисус ясно дал это понять. Намного раньше Он назвал Себя «Сыном», Который знает Отца, Который отличается от «слуг», раньше посланных Богом Своему народу, и стоит даже выше ангелов. Он провел различие между своим сыновством и сыновством учеников, никогда не говоря «наш Отец», кроме как для того, чтобы повелеть: «Молитесь же так: Отче наш» (Мф 6,9). Он даже подчеркнул это различие: «…восхожу к отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20,17). (ККЦ, 443)

Сам Иисус называет Себя «Единородным Сыном Божиим» (Ин 3,16) и этим наименованием подтверждает Свое предвечное существование. Он требует веры во имя Единородного Сына Божия (Ин 3,18). Это христианское исповедание проявляется уже в восклицании сотника перед лицом Распятого Иисуса: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15,39). В пасхальной тайне только верующий может придать окончательный смысл званию «Сын Божий». После Воскресения богосыновство открывается во всем могуществе Его прославленного человечества. (ККЦ, 444-445)

В греческом переводе книг Ветхого Завета неизреченное имя, под которым Бог открылся Моисею, Ягве, передано как КириосГосподь. Господь отныне становится наиболее употребительным именем, обозначающим саму Божественную природу Бога Израилева. Новый Завет использует этот мощный смысл имени «Господь», называя так Отца, но также — и это ново — Иисуса и тем самым признавая Его Самого Богом. (ККЦ, 446) Под действием Духа Святого это наименование выражает признание божественной тайны Иисуса. (ККЦ, 448)

Именуя Иисуса Божественным званием Господь, первые вероисповедания Церкви утверждают с самого начала, что власть, честь и слава, принадлежащие Богу Отцу, должны воздаваться также и Иисусу, ибо Он является «образом Божиим» (Флп 2,6). (ККЦ, 449) От начала христианской истории утверждение господства Иисуса над миром и историей означает также признание того, что человек не должен подчинять свою личную свободу, абсолютным образом, никакой земной власти, но только Богу Отцу и Господу Иисусу Христу. (ККЦ, 450)

Имя Иисус означает «Бог спасает». Младенец, рожденный от Девы Марии, назван Иисусом, «ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф 1,21): «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4,12). Имя Христос означает «Помазанник», «Мессия». Иисус есть Христос, ибо Его «Бог Духом Святым и силою помазал» (Деян 10,38). Он был «Тот, Который должен прийти» (Лк 7,19), предмет «надежды Израилевой» (Деян 28,20).

Имя Сын Божий означает единственную, вечную связь Иисуса Христа с Богом Отцом Его: Он есть Сын Отца Единородный и Сам Бог. Веровать, что Иисус Христос есть Сын Божий, необходимо, чтобы быть христианином. Имя Господь означает Божественную высшую власть. Исповедовать или призывать Иисуса как Господа — это верить в Его божественность. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (IKop 12,3). (ККЦ, 452-455)

Слово, ставшее плотью

Вера в подлинное Воплощение Сына Божия — отличительный признак христианской веры: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин 4,2). (ККЦ, 463) Церковь называет Боговоплощением тот факт, что Сын Божий принял человеческое естество, чтобы совершить в нем наше спасение. (ККЦ, 461) «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 5-8).

Единственное и совершенно неповторимое событие — Воплощение Сына Божия — не означает, что Иисус Христос есть частично Бог, а частично человек или же результат неясного смешения Божественного с человеческим. Он действительно стал Человеком, воистину оставаясь Богом. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Эту истину веры Церковь вынуждена была защищать и разъяснять на протяжении первых веков перед лицом ересей, которые ее извращали. (ККЦ, 464)

Первые ереси меньше отрицали Божественную природу Христа, чем Его истинную человеческую природу (гностический докетизм). (ККЦ, 465) Несторианская ересь видела в Христе человеческую личность, соединенную с Божественной личностью Сына Божия. (ККЦ, 466) Монофизиты утверждали, что человеческая природа перестала существовать как таковая во Христе, будучи поглощенной Его Божественной личностью Сына Божия. (ККЦ, 467)

Церковь исповедует, что Иисус есть нерасторжимо истинный Бог и истинный Человек. Он воистину есть Сын Божий, Который стал Человеком, нашим братом, не переставая быть Богом, Господом нашим. (ККЦ, 469) Вслед за отцами Церкви мы единодушно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Его же совершенного в Божественном и совершенного в Человеческом. Его же воистину Бога и востину Человека, состоящего из разумной души и из тела, единосущного Отцу по Божеству, единосущного нам по человечеству, подобному нам «во всем, кроме греха» (Евр 4,15); рожденного от Отца прежде всех веков по Божеству и в сии последние дни, ради нас и нашего спасения, от Марии Девы Матери Божией по человечеству.

Один и Тот же Христос Господь, Сын Единородный, Которого мы должны признать в двух естествах, без смешения, без изменения, без разделения, без отделения. Различие естеств отнюдь не упразднено их союзом, но скорее свойства каждого сохранены и объединены в одну и ту же личность и в одну и ту же ипостась. Одна только есть ипостась [или личность] Господа нашего Иисуса Христа, одного из Троицы. Следовательно, все в Человечестве Христа должно приписываться Его Божественной личности как Его собственному субъекту — не только чудеса, но и страдания и самая смерть: «Сей, Кто был распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть Бог истинный, Господь славы и один из Святой Троицы». (ККЦ, 468)

По причине того, что в таинственном союзе Боговоплощения «человеческое естество взято, а не поглощено», Церковь на протяжении веков пришла к тому, чтобы исповедовать полную реальность как человеческой души, со всеми ее действиями ума и воли, так и человеческого тела Христа. Но одновременно она каждый раз должна была напоминать, что человеческое естество Христа принадлежит по своей сути Божественной личности Сына Божия, Который взял его на Себя.

Все, что Он есть, и все, что Он в этом естестве делает, открывает «одного из Святой Троицы». Сын Божий сообщает, таким образом, Своему человечеству Свой собственный личный образ существования в Пресвятой Троице. Так Христос и в Своей душе, и в Своем теле человечески выражает Божественные свойства Троицы: человеческими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, человеческой волею Он действовал, человеческим сердцем Он любил. Рожденный от Девы Марии, Он истинно стал одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха. (ККЦ, 470-471)

Церковь исповедала, что Сын Предвечный принял также разумную человеческую душу. (ККЦ, 471) Эта человеческая душа, которую принял Сын Божий, обладает истинным человеческим познанием. Как таковое, оно, по определению, не может быть безграничным: оно действует в исторических условиях своего существования во времени и пространстве. (ККЦ, 472) Но в то же время это истинно человеческое познание Сына Божия выражало Божественную жизнь Его Личности. «Человеческое естество Сына Божия не само собою, но своим союзом со Словом знало и являло в себе все, что подобает Богу».

Это в первую очередь глубинное и непосредственное знание вочеловечившегося Сына Божиего о Его Отце. Сын проявлял также в Своем человеческом познании Божественное проникновение, которым обладал, в сокровенные мысли человеческих сердец. Своим союзом с Божественной Премудростью в лице Слова воплощенного человеческое познание Христово во всей полноте пользовалось познанием предвечных замыслов, которые он пришел открыть. Чего Он Сам, по Его признанию, не ведал в этом отношении, того Он, как Он объяснил в другом месте, не имел задания открыть. (ККЦ, 473-474)

Христос обладает двумя естественными волями и двумя естественными образами действия — Божественными и человеческими, не противостоящими, но действующими вместе, так что Христос — Слово, ставшее плотью, — человечески из повиновения Отцу хотел всего того, что Он божественно постановил с Отцом и Духом Святым ради нашего спасения. Человеческая воля Христа «следует за Его Божественной волею, не сопротивляясь ей и не противостоя, но скорее подчиняясь этой всемогущей воле». (ККЦ, 475)

Церковь всегда признавала, что в теле Иисусовом Бог «Сам невидимый, стал видимым для нас». Действительно, индивидуальные особенности тела Иисусова являют Божественную личность Сына Божия. Он сделал Своими черты Своего человеческого тела настолько, что, начертанные на святом образе, они могут быть предметом поклонения, ибо верующий, чтящий Его изображение, «поклоняется в нем Тому, Кто начертан». (ККЦ, 477)

Иисус всех нас и каждого познал и любил на протяжении Своей жизни, борения и страстей и отдал жизнь за каждого из нас: «…живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2,20). Он всех нас любил сердцем человеческим. Поэтому Святое Сердце Иисусово, пронзенное нашими грехами и ради нашего спасения, «рассматривается как священный знак и символ… той любви, которую Божественный Искупитель неустанно приносит Предвечному Отцу и всем людям без исключения». (ККЦ, 478)

Многое, что хотелось бы знать о Иисусе по человеческому любопытству, не фигурирует в Евангелии. (ККЦ, 514) Евангелия написаны людьми, которые были среди уверовавших первыми и хотят, чтобы другие разделили с ними их веру. Узнав по вере своей, Кто есть Иисус, они смогли увидеть и показать другим отражения Его тайны во всей Его земной жизни. (ККЦ, 515) Вся жизнь Иисуса есть Откровение Отца: Его слова и деяния, Его молчание и страдания, Его образ жизни и речи. Иисус может сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9), — а Отец может сказать: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9,35). (ККЦ, 516)

Вся жизнь Христа есть тайна Искупления. (ККЦ, 517) Вся жизнь Христа есть тайна рекапитуляции (соединения мира под Главою Христом). «Когда Он воплотился и стал человеком, Он соединил в Себе долгую историю людей и дал нам спасение кратчайшим путем, так что то, что мы утратили в Адаме, то есть бытие по образу и подобию Божию, мы вновь обрели во Христе Иисусе. Потому-то и Христос прошел все возрасты жизни, возвращая тем самым людям общение с Богом» (Св. Ириней, Против ересей 3, 18, 1). (ККЦ, 518)

Все богатство Христа «уготовано каждому человеку и составляет достояние каждого». Со всем тем, что Он пережил и выстрадал за нас раз и навсегда, Он присутствует навеки «за нас перед лицом Божиим» (Евр 9,24). (ККЦ, 519) На протяжении всей Своей жизни Иисус является как наш образец: Он есть «совершенный Человек», Который зовет нас стать Его учениками и следовать Ему: своим уничижением Он дает нам пример для подражания, Своей молитвой приводит нас к молитве, Своей бедностью призывает нас свободно принимать лишения и гонения. Христос делает так, чтобы все, пережитое и испытанное Им, мы могли прожить в Нем, и чтобы Он прожил это в нас. (ККЦ, 520-521)

Пасхальное примерение

Пришествие Сына Божия на землю — событие столь необъятное, что Бог постановил подготовлять Его на протяжении веков. Он возвещает Его устами пророков, сменяющих друг друга в Израиле. Вдобавок Он пробуждает и в сердцах язычников неясное ожидание этого пришествия. (ККЦ, 522) Иисус родился в смиренной нищете хлева, в бедной семье; простые пастухи — первые свидетели события. В этой убогости открывается слава небесная. (ККЦ, 525)

На протяжении большей части Своей жизни Иисус жил так же, как подавляющее большинство людей: повседневная жизнь без видимого величия, в занятиях физическим трудом, иудейская религиозная жизнь, подчиненная закону Божию, жизнь в общине. (ККЦ, 531) Началом общественного служения Иисуса было Его Крещение Иоанном в Иордане. (ККЦ, 535) Крещение Иисуса, с Его стороны, есть приятие и начало Его миссии страждущего Служителя. Он позволяет причесть Себя к грешникам; Он уже есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29); Он уже предвещает «крещение» Своей кровавой смертью. (ККЦ, 536)

Победа Иисуса над искусителем в пустыне предвещает победу страстей, высшее повиновение Его сыновней любви к Отцу. Искушение Иисуса показывает, каким образом Сын Божий должен быть Мессией, в противоположность тому, что предлагает Ему сатана и что желают приписать Ему люди. Вот почему Христос победил искусителя ради нас: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4,15). (ККЦ, 539-540)

Все люди призваны войти в Царство Божие. Возвещенное сначала сынам Израиля, это мессианское Царство предназначено принять людей со всех концов света. Чтобы получить доступ в него, следует принять слово Христа: Слово Господне уподобляется зерну, которое сеется в поле: те, кто с верою его слушают и присоединяются к малому стаду Христову, приняли само Царство. Затем семя всходит само собой и растет, пока не настанет жатва. (ККЦ, 543)

Иисус приглашает грешников на пир Царства: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мк 2,17). Он призывает их к обращению, без которого нельзя войти в Царство Небесное, но словами и деяниями являет им безграничное милосердие Отца к ним и безмерную радость на небесах «об одном грешнике кающемся» (Лк 15,7). Высшим доказательством этой любви будет принесение Им в жертву Своей жизни «во оставление грехов» (Мф 26,28). (ККЦ, 545) Иисус сопровождает Свои слова многочисленными «силами и чудесами и знамениями» (Деян 2,22), которые показывают, что Царство Небесное — в Нем. (ККЦ, 547)

Преображение «есть таинство второго возрождения» — нашего собственного воскресения. Отныне мы участвуем в Воскресении Господа Духом Святым, Который действует в таинствах Тела Христова (Церкви). Преображение дает нам предвкушение славного пришествия Христа, Который «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3,21). Но оно также напоминает нам, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14,22). (ККЦ, 556) Трижды Он предсказывал Свои страсти и Воскресение. (ККЦ, 557) Вход Иисуса в Иерусалим есть знамение Царствия Небесного, которое Царь Христос дает Своим Распятием и Воскресением. (ККЦ, 560)

«Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить я пришел, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5,17-19). Иисус, Мессия Израилев, а значит, самый великий в Царстве Небесном, должен был, по Его собственным словам, исполнить закон во всей его полноте вплоть до малейших предписаний. Более того, Он — единственный, Кто мог сделать это в совершенстве. (ККЦ, 578)

Пасхальная тайна Распятия и Воскресения Христова стоит в центре Благой Вести, которую апостолы, а вслед за ними Церковь должны проповедовать миру. Спасительный замысел Божий исполнился «однажды» (Евр 9,26) искупительной смертью Сына Божия Иисуса Христа. (ККЦ, 571) Страдания Иисуса приняли свою конкретную историческую форму в силу того, что Он был отвержен «старейшинами, первосвященниками и книжниками» (Мк 8,31), которые предали «Его язычникам на поругание и биение и распятие» (Мф 20,19). Таким образом, вера может пытаться изучать обстоятельства смерти Иисуса, верно переданные в Евангелиях и освещенные другими историческими источниками, чтобы лучше понять смысл Искупления. (ККЦ, 572-573)

Насильственная смерть Иисуса не была случайным плодом несчастного стечения обстоятельств. Она принадлежит к тайне Замысла Божия. Этот библейский язык не означает, что те, что «предали Иисуса» (Деян 3,13), были всего лишь пассивными исполнителями сценария, заранее написанного Богом. (ККЦ, 599) У Бога все моменты времени присутствуют в их настоящем. И Свой предвечный план «предопределения» Он установил, включая в Него свободный ответ каждого человека на Его благодать. У Бога все моменты времени присутствуют в их настоящем. И Свой предвечный план «предопределения» Он установил, включая в Него свободный ответ каждого человека на Его благодать. (КЦЦ, 600)

Именно наши преступления заставили Господа нашего Иисуса Христа претерпеть крестные страдания, и поэтому те, кто погружается в безнравственность и зло, несомненно «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6,6). И, надо в этом признаться, наше собственное преступление в данном случае больше, чем преступление иудеев. Потому что они, по свидетельству апостола, «если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор 2,8). Мы же, наоборот, исповедуем, что знаем Его. И когда отрекаемся от Него своими делами, то в некотором смысле поднимаем на Него смертоносные руки. (ККЦ, 598)

Иисус не познал осуждения, как если бы Сам согрешил. Но в искупительной любви, которая всегда объединяла Его с Отцом, Он взял на Себя бремя нашего блуждания в грехе против Бога, вплоть до того, что даже произнес от нашего имени на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего ты Меня оставил?» (Мк 15,34; Пс 22,1). (ККЦ, 603) Посылая Своего Сына в образе раба, соответственном состоянию падшего человечества, из-за греха обреченного на смерть, «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор 5,21). (ККЦ, 602)

Смерть Христова есть одновременно пасхальная жертва, совершающая окончательное искупление людей «Агнцем Божиим, Который берет на себя грехи мира» (Ин 1,29), и жертва Нового Завета, которая восстанавливает человека в общении с Богом, примиряя его с Ним Кровью, «за многих изливаемою во оставление грехов» (Мф 26,28). Эта жертва Христова — единственная, она завершает и превосходит все жертвоприношения. Она есть прежде всего дар Самого Бога Отца: Отец отдает Сына, чтобы примирить нас с Собой. В то же время это дар Сына Божия вочеловечившегося, Который свободной волею и по любви приносит в жертву Свою жизнь Отцу Духом Святым, чтобы искупить наше непослушание. (ККЦ, 613-614)

Смерть Христа были истинной смертью в том отношении, что положила конец Его земному человеческому существованию. (ККЦ, 627) Крест — это уникальное жертвоприношение Христа, единого «посредника между Богом и человеками» (1 Тим 2,5). (ККЦ, 618) Ни один человек, будь он самый святой, не был в состоянии принять на себя грехи всех людей и отдать себя в жертву за всех. Существование в Христе Божественного Лица Сына, которое превосходит и вместе с тем объемлет все человеческие существа, соделывая Его Главой всего человечества, делает возможным Его искупительное жертвоприношение за всех. (ККЦ, 616)

Бог (Сын) не помешал смерти разделить душу и тело, согласно необходимому порядку природы, но вновь соединил их друг с другом Воскресением, чтобы быть Самому в Своем Лице точкой встречи смерти и жизни. (ККЦ, 626) «Итак, хотя Христос и умер как человек и святая Его душа была отделена от непорочного тела, но Божество осталось неотделенным от Его души и тела, (…) и даже при таких обстоятельствах единое Лицо не разделилось на два, ибо и тело, и душа в одно и то же время самого начала возымели бытие в Лице Слова, и хотя во время смерти были отделены друг от друга, однако каждое из них оставалось соединенным с тем же единым Лицом Слова» (Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3, 27).

Апостольский Символ веры в одном члене исповедует сошествие Иисуса Христа во ад и Его Воскресение из мертвых в третий день. (ККЦ, 631) Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус «воскрес из мертвых» (Деян 3,15; Рим 8,11; IKop 15,20), подразумевают, что, прежде чем воскреснуть. Он побывал там, где пребывают мертвые. Но Он сошел туда как Спаситель, возвещая Благую Весть душам, которые были там заключены. (ККЦ, 632) Жилище мертвых, куда сошел умерший Христос, Писание называет адом или «преисподними местами земли», потому что те, кто там находится, лишены созерцания Бога. Иисус сошел в ад (…), чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали. (ККЦ, 633)

Гряди, Господи!

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Византийское богослужение. Тропарь Пасхи (на церк.-слав. яз.)). Тайна воскресения Христова есть действительное событие, имевшее исторические подтверждения. (ККЦ, 639) «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян 13,32-33). Воскресение Иисуса есть высшая истина нашей веры во Христа. Она передана Преданием как истина основополагающая, установлена текстами Нового Завета, проповедана — вместе с крестом — как существеннейшая часть пасхальной тайны вместе с Распятием. (ККЦ, 638)

Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как то было с воскресениями, совершенными Им до Пасхи: дочери Иаира, юноши из Наина, Лазаря. Это были чудесные события, но те, кому дано было чудо, вновь обретали — силою Иисуса — «обычную» земную жизнь. Придет время, и они снова умрут. Воскресение Христово иное по существу. В Своей воскресшей плоти Он переходит из состояния смерти к иной жизни за пределами времени и пространства. Плоть Иисусова в Воскресении исполнена мощи Святого Духа. (ККЦ, 646) Его человеческую природу больше нельзя удержать на земле, она принадлежит уже только Божественному Царству Отца. (ККЦ, 645)

Воскресение Христово есть предмет веры как трансцендентное вмешательство Самого Бога в творение и историю. В Воскресении три Лица Святой Троицы одновременно действуют вместе и являют то, что присуще каждому из Них. Оно совершилось могуществом Отца, Который «воскресил» Христа, Сына Своего, и тем самым в совершенстве ввел Его человеческую природу — с Его плотью — в Троицу. Иисус окончательно «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Рим 1,4). (ККЦ, 648) Что касается Сына, то Он совершает Свое Воскресение Своей Божественной силой. (ККЦ, 649)

Пасхальная тайна обладает двойным аспектом: смертью Своей Он избавляет нас от греха, Воскресением — открывает путь в жизнь новую. Эта последняя есть прежде всего оправдание, которое восстанавливает нас в благодати Божией, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6,4). Она состоит в победе над смертью как плодом греха и новом участии в благодати. Она исполняет усыновление, ибо люди становятся братьями Христа, как Сам Иисус называет учеников после Воскресения: «…иди к братьям моим и скажи им…» (Мф 28,10; Ин 20,17). Братья не по природе, но по дару благодати, ибо это усыновление дает реальное участие в жизни Сына единого, полностью открывшейся в Воскресении. (ККЦ, 654)

Последнее явление Иисуса завершается необратимым вступлением Его человечества во славу Божию, символизируемую облаком и небом, где восседает Он отныне одесную Бога. (ККЦ, 659) Скрытый характер славы Воскресшего на протяжении этого времени открывается в Его таинственных словах Марии Магдалине: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20,17). Это указывает на различие славы Христа воскресшего и Христа, вознесенного до славы одесную Отцу. Событие Вознесения, одновременно историческое и трансцендентное, отмечает переход от одной славы к другой.

Этот последний этап остается тесно связанным с первым, то есть с сошествием с небес, осуществившимся в Боговоплощении. Только Тот, Кто «исшел от Отца», может «вернуться к Отцу», и это Христос. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин 3,13). Предоставленное своим естественным силам, человечество не имеет доступа в «дом Отца» (Ин 14,2), к жизни и счастью Божиим. Только Христос мог открыть человеку этот доступ, и дал нам, членам Его Тела, «надежду следовать туда, куда предшествует Он Сам, Глава наша и Начало». (ККЦ, 660-661)

Будучи Господом, Христос — также Глава Церкви, которая есть Его Тело. Вознесенный на небо и прославленный, совершивший Свою миссию до конца, Он остается на земле в Своей Церкви. Искупление есть источник власти, которую Христос силою Духа Святого имеет над Церковью, которая есть «Царство Христово уже существующая как тайна», «зачаток и начало этого Царства на земле». (ККЦ, 669) Со времени Вознесения замысел Божий вступил в свое исполнение. Мы уже живем в «последнее время» (1 Ин 2,18). (ККЦ, 670) Уже присутствующее в Его Церкви, Царство Христово еще, однако, не совершилось «с силою и славою великою» (Лк 21,27) пришествием Царя на землю.

На это Царство еще нападают силы беззакония, даже если они уже побеждены в основе Пасхой Христовой. Поэтому христиане молятся, особенно совершая Евхаристию, о том, чтобы Христос вскоре вернулся: «Гряди, Господи!» (1 Кор 16,22; Откр 22,17.20). (ККЦ, 671) Настоящее время, говорит Господь, — это время Духа и свидетельства, но это еще и время «нужды» (Жор 7,26) и испытания злом, которое не щадит Церковь и является началом битвы последних дней. Это время ожидания и бдения. (ККЦ, 672) До второго пришествия Христа Церковь должна пройти через последнее испытание, которое подорвет веру у многих верующих.

Преследования, которые сопровождают земное паломничество Церкви, откроют «тайну беззакония» в форме лжерелигии, приносящей людям мнимое решение их проблем ценой отступничества от истины. (ККЦ, 675) Это эсхатологическое второе пришествие Христа может совершиться в любой момент, даже если оно «удерживается» — оно и последнее испытание, которое будет ему предшествовать. (ККЦ, 673) Церковь вступит во славу Царства только через эту последнюю Пасху, где она последует за Своим Господом в Его смерти и воскресении. Торжество Бога над мятежом зла примет форму Страшного суда после окончательного космического крушения этого преходящего мира. (ККЦ, 677)

Тогда станут явными поведение всякого и тайны сердец. Тогда будет осуждено преступное неверие, которое пренебрегало благодатью, даруемой Богом. (ККЦ, 678) Христос — Господь жизни вечной. Полное право окончательно судить дела и сердца людей принадлежит Ему как Искупителю мира. Он «приобрел» это право крестом Своим. Потому Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин 5,22). Сын же пришел не для того, чтобы судить, а для того, чтобы спасти и дать жизнь, которая в Нем. Отказываясь от благодати в этой жизни, каждый человек уже судит сам себя, получает по делам своим и может даже приговорить себя к вечному проклятию, если отказался от Духа любви. (ККЦ, 679)

«Любящим Бога (…) все содействует ко благу» (Рим 8,28). Свидетельство святых неустанно подтверждает эту истину. (ККЦ, 313) Так, св. Екатерина Сиенская говорит «тем, кто смущен и возмущен тем, что с ними случается»: «Все исходит от любви, все устроено ко спасению человека, что Бог ни делает — все ради этого» (Диалоги 4, 138). Бог — Властитель мира и истории. Но пути Его Провидения нам часто неведомы. Лишь в конце, когда истечет срок нашего частичного познания, когда мы увидим Бога «лицом к лицу» (1 Кор 13,12), станут нам полностью ведомы пути, которыми даже сквозь драмы зла и греха Бог ведет Свое творение к отдохновению этого окончательного седьмого дня, ради которого Он сотворил небо и землю. (ККЦ, 314)

И в заключение…

…уместно будет напомнить пастырский принцип, изложенный в Римском Катехизисе: «Вся цель учения и его преподавания должна быть в Любви, которой нет конца. Ибо можно сколько угодно излагать, во что надо верить, на что надеяться или что делать, но прежде и раньше всего необходимо сделать явной Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской добродетели имеет истоком только Любовь — и ничего, кроме Любви». (ККЦ, 25) Во Христе, «образе Бога невидимого» (Кол 1,15), человек сотворен «по образу и подобию» Создателя. Во Христе, Искупителе и Спасителе, образ Божий, искаженный в человеке первородным грехом, восстановлен в своей изначальной красоте и облагорожен благодатью Божией. (ККЦ, 1701)

Тот, кто верует во Христа, становится сыном Божиим. Это усыновление преображает его, позволяя ему следовать примеру Христа. Оно дает ему способность действовать праведно и творить добро. В союзе со своим Спасителем ученик достигает совершенства любви, то есть святости. Нравственная жизнь, созревшая в благодати, расцветает в жизнь вечную, во славе небесной. (ККЦ, 1709) Объединенные со Христом через Крещение, христиане стали «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим 6,11), будучи причастны таким образом жизни Воскресшего.

Вслед за Христом и в единении с Ним христиане могут «подражать Богу, как чада возлюбленные», и жить в любви (Еф 5,1), сообразуя свои мысли, слова и поступки с «чувствованиями, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2,5), и следуя Его примеру. (ККЦ, 1694) С верой взирая на Него, верные Христу могут уповать, что Он Сам выполнит в них Свои обещания и что, любя Его той любовью, какой Он возлюбил их, они будут совершать дела, соответствующие их достоинству. (ККЦ, 1698)

«Я прошу вас учесть, что Иисус Христос, Господь наш, есть ваш истинный Глава и что вы — один из Его членов. Он для вас — то же самое, что голова для членов своих; все, что Его, — и ваше тоже: Его Дух, Его Сердце, Его Тело, Его Душа, все Его способности, и вы должны пользоваться ими как чем-то, вам принадлежащим, чтобы служить Богу, восхвалять, любить и прославлять Бога. Вы принадлежите Ему, как члены принадлежат голове. Поэтому Он пламенно желает использовать все, что есть в вас, как принадлежащее Ему, для служения Его Отцу и для прославления Его» (Св. Иоанн Эд, Трактат о восхитительном Сердце Пресвятой Богородицы 1, 5). «Ибо для меня жизнь — Христос» (Флп 1,21). Завершающим словом «Аминь» мы провозглашаем наше «Да будет» («Fiat»): «Да будет так». (ККЦ, 2865)

Фратерня Святой Троицы, Витебск — Минск

12/VI 2014, Иисуса Христа Первосвященника
15/VI 2014, Пресвятой Троицы

No comments:

Post a Comment

Can write your comment…